Фигура № 1 ПОЛЕТ НА НОЖЕ С БОЧКОЙ В ЦЕНТРЕ ЗОНЫ (К=3)
Из горизонтального полета модель переходит в полет на ноже. В центре зоны, напротив пилота и судей по центральной линии (см. рис. 1) модель выполняет энергичную бочку и продолжает полет на ноже, за границей «Зоны полетов» переводится в горизонтальный полет и продолжает движение для захода на фигуру № 2.
- Штраф за позиционирование – 2 очка
- Штраф 1 очко за каждые 15° погрешности
-Штраф за отклонение от траектории по тангажу и курсу 1-3 очка
Фигура № 2 ПОП-ТОП Pop Top (К=2)
Из нормального горизонтального полета модель на границе зоны (слева или справа) выполняет плавный переход в вертикаль, начинает вращение вокруг собственной оси, после чего резко переходит во вращение вокруг вертикальной оси, в горизонтальной плоскости. Вращение в горизонтальной плоскости выполняется за счет инерции модели! Модель должна совершить не менее 1 витка в горизонтальной плоскости, с углом тангажа близким к 0 (от - 15 до +15 град), Далее выполняется вывод из фигуры с последующим выходом в горизонтальный полет на высоте 3- 15м для выполнения фигуры № 2.
Судьи должны видеть ярко выраженное вращение модели в горизонтальной плоскости.
Фигура № 3 МЕДЛЕННАЯ БОЧКА (К=4)/
ДВЕ РЕВЕРСИВНЫХ ПОЛУБОЧКИ (К=5)
Из горизонтального полета модель выполняет медленную бочку внутри «Зоны полетов» и выходит в горизонтальный полет. В положение «на спине» самолет должен находиться точно по центру пилотажной зоны
Альтернативный вариант исполнения: Из горизонтального полета модель выполняет половину медленной реверсивной бочки, при этом в положении «на спине» модель должна находиться по центру пилотажной зоны, далее выполняется еше одна половина бочки но уже с обратным направлением вращения.
- Скорость вращения по крену не постоянная штраф 3 - 4 очка!
- Штраф за позиционирование – 2 очка
Штраф за отклонение от траектории по тангажу и курсу 1-3 очка
Фигура №4 ШТОПОР НА НОЖЕ Knife edge spin (К=3)
Из горизонтального полета модель выполняет восходящую полупетлю (при выполнении полупетли допускаются любые, удобные для пилота маневры для корректировки курса и положения модели, например полубочка, вписанная в полупетлю)., Само выполнение полупетли судьями не оценивается, затем в центре зоны модель переводится в вертикальное пикирование и сразу в штопор на ноже. Количество витков не ограничено, но не менее трех. Затем модель должна выйти в горизонтальный полет на высоте 3-15 м в сторону правой или левой «границе зоны» на выбор пилота.
- Снос самолета ветром в процессе выполнения непосредственно фигуры не штрафуется.
- Штраф за позиционирование – 2 очка
Количество витков меньше трех – оценка НОЛЬ очков!
Фигура № 5 ХАРРИЕР Harrier(К=4)/
ХАРРИЕР СО СМЕНОЙ ПОЛОЖЕНИЯ (НОРМАЛЬНЫЙ-ИНВЕРСНЫЙ) (К=6)
Заход на фигуру осуществляется любым способом, удобным для пилота (возможно выполнение любого маневра или связки), против ветра, или по ветру, на выбор пилота. Модель переводится в горизонтальный полет под углом тангажа около 45 град и в таком положении пересекает «Зону полетов» с выходом в горизонтальный полет.
Альтернативный вариант исполнения: Модель переводится в горизонтальный полет под углом тангажа около 45 град и в таком положении пролетает до середины пилотажной зоны. Далее модель совершает вращение 180 градусов и тем самым переводится в обратный харриер и в этом положении пролетает вторую половину пилотажной зоны. Очередность выполнения (нормальный-инверсный) не регламентирована.
Под прямолинейной траекторией понимается прямолинейное движение ЦТ самолета. Для компенсации курсового сноса ветром допускается поворот по курсу вокруг ЦТ и никоим образом не штрафуется.
- Штраф за позиционирование – 2 очка
- Угол тангажа 30-40 град – штраф 2 балла
- Угол тангажа 20-30 град – штраф 4 балла
- Угол тангажа 10-20 град – штраф 6 баллов
- Угол тангажа 0-10 град – НОЛЬ очков
- Раскачка по крену – штраф от 1 балла и более
-Отклонение по тангажу или курсу – штраф от одного балла и выше
Чем ниже выполняется фигура, тем оценка должна быть выше при прочих равных условиях
Фигура № 6 БОЧКА С ЧЕТЫРЕХТОЧЕЧНОЙ ФИКСАЦИЕЙ (К=5)
Модель выполняет четырехточечную фиксированную бочку внутри «Зоны полетов» с последующим переходом в горизонтальный полет.
- Скорость вращения по крену не постоянная штраф 3 - 4 очка!
- Штраф за позиционирование – 2 очка
- Штраф 1 очко за каждые 15° погрешности
- Штраф за отклонение от траектории по тангажу и курсу 1-3 очка
- Пропуск одной точки в 4-точечной бочке: (90° нарушения)-минус 6 очков
- Точкой называется остановка вращения по крену и полет с зафиксированным креном.
Фигура № 7 РОЛЛИНГ ХАРРИЕР ПО ПРЯМОЙ Rolling Harrier (К=5)/ Роллиг -харриер со сменой направления вращения. (К=8)
Заход на фигуру осуществляется по окончании фигуры №6 произвольным разворотом. На высоте 1-15 м и удалении от 12 до 47 м модель переводится в горизонтальный полет под углом тангажа около 45 град с одновременным постоянным вращением по крену и в таком положении пересекает «Зону полетов» с выходом в горизонтальный полет.
Альтернативный вариант исполнения: модель переводится в горизонтальный полет под углом тангажа около 45 град с одновременным постоянным вращением по крену и в таком положении пересекает половину полетной зоны. Далее, когда модель находится непосредственно перед судьями, пилот меняет направление вращения на противоположное. И в таком положение пролетает вторую половину полетной зоны. Очередность направления вращения не регламентируется.
- Штраф за позиционирование – 2 очка
- Угол тангажа 30-40 град – штраф 2 балла
- Угол тангажа 20-30 град – штраф 4 балла
- Угол тангажа 10-20 град – штраф 6 баллов
- Угол тангажа 0-10 град – НОЛЬ очков
-Отклонение по тангажу или курсу – штраф от одного балла и выше
Чем ниже выполняется фигура, тем оценка должна быть выше при прочих равных условиях
Фигура № 8 БОЧКИ ПО ПРЯМОЙ (К=5)
В горизонтальном (прямолинейном) полете с углом тангажа 0 градусов модель совершает энергичные вращения по крену. И в таком положении пересекает «Зону полётов». Направление вращения, а так же скорость полета и частота вращения не регламентированы.
- Скорость вращения по крену не постоянная штраф 3 - 4 очка!
- Штраф за позиционирование – 2 очка
Штраф 1 очко за каждые 15° погрешности
Штраф за отклонение от траектории по тангажу и курсу 1-3 очка
Чем выше скорость вращения и чем выше скорость полета, тем оценка должна быть выше при прочих равных условиях.
Фигура № 9 БЛЕНДЕР Blender(К=2)
Из горизонтального полета, после выхода из Фигуры 8) модель выполняет восходящую полупетлю. (при выполнении полупетли допускаются любые, удобные для пилота маневры для корректировки курса и положения модели, например полубочка, вписанная в полупетлю). Само выполнение полупетли судьями не оценивается, затем в центре зоны модель переводится в вертикальное пикирование и выполняет БЛЕНДЕР (МИКСЕР) с выходом в плоский перевернутый штопор (не менее 1 витка), затем в горизонтальный полет на высоте 3-15 м в сторону правой или левой «границе зоны» на выбор пилота.
- Снос самолета ветром в процессе выполнения фигуры не штрафуется.
- Штраф за позиционирование – 2 очка
Фигура № 10 Висение на винте (К=3)/
Силовая бочка (К=5)
Заход на фигуру осуществляется любым способом, удобным для пилота (возможно выполнение любого маневра или связки) непосредственно после выполнения фигуры № 9.. На высоте 1-15 м и удалении от 12 до 47 м модель переводится любым, наиболее удобным для пилота способом в вертикально висение по центру зоны и фиксируется в таком положении не менее, чем на 5 секунд. Далее модель переводится в горизонтальный полет вдоль полетной зоны.
Альтернативный вариант исполнения: модель переводится любым, наиболее удобным для пилота способом в вертикально висение по центру зоны и фиксируется в таком положении не менее, чем на 1 секунду, после чего выполняет минимум три оборота вокруг продольной оси, фиксируется в исходном положении не менее, чем на 1 секунду и переводится в горизонтальный полет вдоль «зоны полетов». Фигуру разрешается выполнять с применением элеронов.
- Снос самолета ветром в процессе выполнения непосредственно фигуры не штрафуется.
- Штраф за позиционирование – 2 очка
Если выполнено только два оборота вращения вместо трех – штраф 5 баллов, меньше двух оборотов – НОЛЬ баллов.
Нечеткая фиксация до и после выполнения фигуры — штраф 1 балл.
Чем ниже выполняется фигура, тем оценка должна быть выше при прочих равных условиях
Фигура № 11 Горка на ноже (К=3)
Заход на фигуру осуществляется любым способом, удобным для пилота (возможно выполнение любого маневра или связки) в сторону, противоположную выходу из фигуры № 10. Модель из горизонтального полета переводится в крутой набор высоты (угол 45-60 градусов), далее на середине траектории выполняется ¼ бочки с сохранением траектории. Когда модель находится непосредственно перед пилотом, с помощью руля направления модель переходит в снижение с углом 45-60 градусов. На середине нисходящей траектории выполняется ¼ бочки с тем учетом что при выходе в горизонтальный полет модель должна находиться в инверте.
- Штраф за позиционирование – 2 очка
- Штраф 1 очко за каждые 15° погрешности
- Штраф за отклонение от траектории по тангажу и курсу 1-3 очка
Фигура № 12 Змейка The Snake (К=4)
Заход на фигуру осуществляется разворотом на краю зоны, после выполнения фигуры №11 любым способом, удобным для пилота. Модель в горизонтальной плоскости совершает развороты со скольжением которые при виде сверху напоминают след оставляемый змеей. Для выполнения фигуры необходимо совершить минимум три разворота в горизонтальной плоскости. Каждый разворот имеет нормальную и реверсивную составляющую. При этом нос модели опускается вниз с помощью руля направления, а снижение компенсируется рулями высоты. Элеронами создается крен в пределах 30-60 градусов.
- Штраф за позиционирование – 2 очка
- Меньше трех разворотов– НОЛЬ очков
- Раскачка по крену – штраф от 1 балла и более
- Отклонение по тангажу или курсу – штраф от одного балла и выше
Чем ниже выполняется фигура, тем оценка должна быть выше при прочих равных условиях
Посадка: Выполняется на ВПП в любую, удобную для пилота сторону таким образом, что бы не пересекать линию безопасности. Посадка судьями не оценивается. Пересечение линии безопасности ЗАПРЕЩЕНО (дисквалификация на текущий тур).
Точность и объективность судейства
Для объективного судейства важно, чтобы каждый судья имел свой стандарт оценок и поддерживал его на протяжении всех соревнований. Главному судье рекомендуется перед соревнованиями провести совещание с судьями, где обсудить различные аспекты оценок для возможности сделать их стандартными и однородными. Совещание надо проводить после тренировочных полетов, которые все судьи оценивают одновременно, частным образом. После полетов ошибки в каждой фигуре обсуждаются всеми судьями и решаются вопросы о снижении оценок за степень ошибок. После начала соревнований каждый судья не должен изменять свои стандарты оценок, ни под каким влиянием.
Очень важна точность стандарта оценок. Не зависимо от того завышенные, или заниженные оценки выставляет судья они должны относиться ко всем участникам соревнований в одинаковой мере и честно отражать их мастерство пилотажа.
Судья не должен, ни при каких обстоятельствах отдавать предпочтение отдельным участникам, стилям выполнения пилотажа, используемым аппаратурам или двигателям.
Настоятельно рекомендуется иметь в составе судейской бригады помощников судей-оценщиков. Судья-оценщик не отрывая взгляда от модели диктует оценку за фигуру, а помощник записывает ее в полетный лист.
Судейская бригада должна состоять из трех или пяти судей-оценщиков.
За результат принимается сумма трех оценок (в случае пяти судей, высшая и низшая оценки отбрасываются).
Комплекс пилотажа непрерывный, между оцениваемыми фигурами 3D, допускается включать произвольные связки на выбор пилота для захода на очередную фигуру, (если не оговорено иное) которые судьями оцениваться не будут.
Комплекс необходимо выполнять внутри пилотажной зоны за исключением поп топа, который выполняются на границах правой или левой зоны.
Взлет осуществляется в любую сторону на выбор пилота. Затем выполняется произвольный заход на фигуру.
Взлет и посадка не оцениваются.
Связки между фигурами не регламентированы
Начисление очков производится судьями в количестве не менее трех человек по десятибалльной системе (от 10 до 0) .
Выполнение фигуры с нарушением границ зоны – как дополнительный штраф за фигуру.
Очки снимаются за каждую ошибку, начиная с 1 до 10 баллов.
При этом:
Ошибки позиционирования – в пределах 0-3 баллов.
Ошибки точности – в пределах 0-3 баллов.
Допускается применение 0,5 части балла.
При количестве судей, пять человек, отбрасывается самая высокая и самая низкая оценка. Остальные оценки суммируются. В зачет идет сумма двух лучших полетов из трех зачетных.