Фигура №2. Поп-топ (Pop-top) (К=1).
Из нормального горизонтального полета модель выполняет плавный переход в вертикаль, начинает вращение вокруг собственной оси, после чего резко переходит во вращение вокруг вертикальной оси, в горизонтальной плоскости. Вращение в горизонтальной плоскости выполняется за счет инерции модели! Модель должна совершить не менее 1 витка в горизонтальной плоскости, с углом тангажа близким к 0 (от -15 до +15 град). Далее выполняется выход из фигуры с последующим переходом в горизонтальный полет.
Судьи должны наблюдать ярко выраженное вращение модели в горизонтальной плоскости.
Снос модели по ветру в момент вращения не штрафуется.
Фигура №3. Роллинг-Харриер (Rolling Harrier) (К=5).
Модель переводится в горизонтальный полет под углом тангажа около 45 град с одновременным постоянным вращением по крену и в таком положении пересекает полетную зону. Направления вращения не регламентировано.
– Штраф за позиционирование – 2 очка.
– Угол тангажа 30-40 град – штраф 2 балла.
– Угол тангажа 20-30 град – штраф 4 балла.
– Угол тангажа 10-20 град – штраф 6 баллов.
– Угол тангажа 0-10 град – НОЛЬ очков.
– Не постоянная скорость вращения- штраф 1-2 очка.
– Отклонение по тангажу или курсу – штраф от одного балла и выше.
Чем ниже выполняется фигура, тем оценка должна быть выше при прочих равных условиях.
Фигура №4. Лифт (К=2).
Для выполнения фигуры модель любым, удобным для Пилота, способом переводится в набор высоты, далее, из прямого горизонтального полёта модель переходит в «парашютирование». Высота входа в фигуру пилотом выбирается произвольно, из тех соображений, чтобы можно было зафиксировать модель в снижении до высоты, которую Пилот выбрал для выполнения горизонтальных фигур. После этого модель переводится в прямой полёт. Приветствуется, если угол тангажа при исполнении фигуры близок, или равен 0º, а траектория движения ЦТ близка к вертикали.
– Раскачка по крену – штраф 1 балл и более.
– Снос самолета ветром при выполнении фигуры не штрафуется.
Фигура №5. Харриер (Harrier) (К=3).
Заход на фигуру осуществляется любым способом, удобным для Пилота (возможно выполнение любого маневра или связки), против ветра, или по ветру, на выбор Пилота. Модель переводится в горизонтальный полет под углом тангажа около 45 град и в таком положении пересекает «Зону полетов» с выходом в горизонтальный полет.
Для компенсации курсового сноса ветром допускается поворот по курсу вокруг ЦТ и никоим образом не штрафуется.
– Штраф за позиционирование – 2 очка.
– Угол тангажа 30-40 град – штраф 2 балла.
– Угол тангажа 20-30 град – штраф 4 балла.
– Угол тангажа 10-20 град – штраф 6 баллов.
– Угол тангажа 0-10 град – НОЛЬ очков.
– Раскачка по крену – штраф от 1 балла и более
– Отклонение по тангажу или курсу – штраф от одного балла и выше.
Чем ниже выполняется фигура, тем оценка должна быть выше при прочих равных условиях.
Фигура №6. Плоский штопор. К=3.
Любым, удобным для себя способом, из прямого горизонтального полёта Пилот переводит модель в набор высоты, и позиционирует её по центру Зоны. Затем модель переводится в снижение в режиме «плоского штопора». Высота начала фигуры выбирается из тех соображений, чтобы в «плоском штопоре» модель совершила не менее 5 (пяти) оборотов вокруг вертикальной оси, а затем перешла в горизонтальный полет в сторону правой или левой «границе зоны» на выбор пилота.
– Снос самолета ветром в процессе выполнения фигуры не штрафуется.
– Нос модели опущен вниз на угол 10-20 град. – штраф 1-2 очка.
– Нос модели опущен вниз на угол 20-30 град. – штраф 3-4 очка.
– Нос модели опущен вниз на угол 30-40 град. – штраф 4-5 очков.
– Нос модели опущен вниз на угол 45-60 град. – НОЛЬ очков за фигуру.
– Непостоянная скорость вращения – штраф 1-2 очка.
– Штраф за позиционирование – 2 очка.
– Менее 5 витков – ноль очков за фигуру.
Фигура №7. Висение на винте (К=4).
На высоте 1-5 м модель переводится любым, наиболее удобным для Пилота, способом в вертикальное висение по центру зоны и фиксируется в таком положении не менее, чем на 5 секунд. Далее модель переводится в горизонтальный полет вдоль полетной зоны.
– Снос самолета ветром в процессе выполнения непосредственно фигуры не штрафуется.
– Штраф за позиционирование – 2 очка.
Нечеткая фиксация до и после выполнения фигуры — штраф 1 балл.
Чем ниже выполняется фигура, тем оценка должна быть выше при прочих равных условиях.
Фигура №8. Горка на ноже. (К=2).
Заход на фигуру осуществляется любым способом, удобным для Пилота (возможно выполнение любого маневра или связки), в сторону. Модель из горизонтального полета переводится в крутой набор высоты (угол 45-60 градусов), далее на середине траектории выполняется ¼ бочки с сохранением траектории. Когда модель находится непосредственно перед Пилотом, с помощью руля направления модель переходит в снижение с углом 45-60 градусов. На середине нисходящей траектории выполняется ¼ бочки с тем учетом, что при выходе модель должна находиться в горизонтальном полете.
– Штраф за позиционирование – 2 очка.
– Штраф 1 очко за каждые 15° погрешности.
– Штраф за отклонение от траектории по тангажу и курсу 1-3 очка.
Фигура №9. Петля с одной вписанной бочкой. (К=5).
Модель из горизонтального полета выполняет петлю, комбинируя ее с одним вращением бочки, равномерно распределенной по всей длине траектории. Направление вращения по крену не регламентировано.
– Не постоянный радиус петли – штраф 1-3 балла.
– Сегментирование петли на прямые участки траектории – штраф 1 балл за каждое ярко выраженное сегментирование.
– Не постоянная скорость вращения по крену – штраф 1-3 балла.
– Разная высота входа и выхода из петли – штраф 1-2 балла.
– Отклонение от вертикальной плоскости – штраф 1 балл и более.
Фигура №10. Обратный Харриер. (К=4).
Заход на фигуру осуществляется любым способом, удобным для Пилота (возможно выполнение любого маневра или связки), против ветра, или по ветру, на выбор Пилота. Модель переводится в перевернутый полет под углом тангажа около 45 град и в таком положении пересекает «Зону полетов» с выходом в горизонтальный полет.
Для компенсации курсового сноса ветром допускается поворот по курсу вокруг ЦТ и никоим образом не штрафуется.
– Штраф за позиционирование – 2 очка.
– Угол тангажа 30-40 град – штраф 2 балла.
– Угол тангажа 20-30 град – штраф 4 балла.
– Угол тангажа 10-20 град – штраф 6 баллов.
– Угол тангажа 0-10 град – НОЛЬ очков.
– Раскачка по крену – штраф от 1 балла и более.
– Отклонение по тангажу или курсу – штраф от одного балла и выше.
Чем ниже выполняется фигура, тем оценка должна быть выше при прочих равных условиях.
Пилотажный комплекс выполняется непрерывно. Для захода на очередную фигуру допускаются маневры и связки на усмотрение пилота, которые не оцениваются судьями. При этом «холостые» пролеты через всю зону не допустимы (если не оговорено иное). Для обозначения фигуры, участник в ее начале и конце выполняет «полку» – ярко выраженный участок прямолинейного горизонтального полета.
Участникам, выступающим по упрощенному комплексу, разрешается использование гироскопов. При этом запрещено использование автопилотов, способных самостоятельно выполнять весь цикл полета, или отдельных фигур.
Все фигуры комплекса выполняются по центу пилотажной зоны.
Взлет и посадка осуществляются в любую сторону.
При выполнении всего полета, в т.ч. взлета и посадки, пересечение моделью линии безопасности не допускается. За невыполнение этого требования – дисквалификация участника на текущий тур.
Взлет и посадка не оцениваются.
Связки между фигурами не регламентированы.
Чем ниже выполняется фигура, тем оценка должна быть выше при прочих равных условиях. При этом, касание моделью земли при выполнении фигур не допускается.
Начисление очков производится судьями, в количестве не менее трех человек по десятибалльной системе (от 10, до 0).
Очки снимаются за каждую ошибку, начиная с 1 до 10 баллов.
При этом:
– Ошибки позиционирования – в пределах 0-3 балла.
– Ошибки точности – в пределах 0-3 балла
Допускается использование 0,5 части балла.
Пилот, имеющий лучший результат в завершенном туре получает 1000 очков. Результаты остальных участников рассчитывается по формуле:
1000*Р участника/ Р лучший.
В зачет идет сумма двух лучших туров.
Для объективного судейства важно, чтобы каждый судья имел свой стандарт оценок и поддерживал его на протяжении всех соревнований. Главному судье рекомендуется перед соревнованиями провести совещание с судьями, где обсудить различные аспекты оценок для возможности сделать их стандартными и однородными. Совещание надо проводить после тренировочных полетов, которые все судьи оценивают одновременно, частным образом. После полетов ошибки в каждой фигуре обсуждаются всеми судьями и решаются вопросы о снижении оценок за степень ошибок. После начала соревнований каждый судья не должен изменять свои стандарты оценок, ни под каким влиянием.
Очень важна точность стандарта оценок. Не зависимо от того завышенные, или заниженные оценки выставляет судья они должны относиться ко всем участникам соревнований в одинаковой мере и честно отражать их мастерство пилотажа.
Фигура №1. Полет на ноже (К=2).
После совершения Взлёта за пределами Зоны модель любым удобным для Пилота способом переводится в положение «на ноже» «фонарём к себе» (угол крена -90º), и в таком положении пересекает Зону. Начало и конец фигуры симметричны относительно центра Зоны. Удаление, высота и темп исполнения – на усмотрение Пилота. Допускается пролёт модели через Зону, чтобы Пилот выполнял фигуру в удобную для себя сторону.
Штраф за позиционирование – 2 очка.
Штраф 1 очко за каждые 15 градусов погрешности.
Штраф за отклонение от траектории по курсу и тангажу 1-3 очка.