– Штраф за позиционирование – 0-2 очка.
– Нос модели при выполнении штопора на ноже опущен к земле – минус один балл за каждые 15 градусов отклонения вниз от горизонта.
– Количество витков штопора на ноже менее четырех – ноль очков за фигуру.
– Количество витков плоского штопора менее двух – ноль очков за фигуру.
Фигура №4. Воронка (Funnel Hover) (К=4)
Модель из горизонтального полета переводится в обратный харриер с углом тангажа не менее 45 градусов, и в таком положении подлетает к центру зоны, где совершает минимум три оборота так, чтобы её траектория напоминала воронку или водоворот и в таком положении совершает не менее трех витков вокруг центра воронки. При этом, снос модели ветром не штрафуется. После этого модель переходит в прямой харриер с сохранением изначального направления полета.
– Штраф за раскачку по крену – 1 балл и выше.
– Штраф за уход от траектории по курсу и тангажу – 1-3 балла.
– Угол тангажа в харриере менее 40 градусов – штраф 2 балла и выше.
– Штраф за непостоянную высоту при выполнении непосредственно воронки – 1-3 балла.
– Количество витков в воронке менее трех – ноль очков за фигуру.
Фигура №5. Полет на ноже с ½ бочки в центре (К=2)
Из горизонтального полета модель переходит в полет на ноже. В центре зоны, напротив пилота и судей по центральной линии (см. рис. 1) модель выполняет энергичную полубочку и продолжает полет на ноже. Далее модель переводится в горизонтальный полет и продолжает движение для захода на фигуру № 6. Расстояние, пройденное моделью в положении «на ноже» должно быть одинаково относительно центра пилотажной зоны. Штраф за невыполнение данного условия – 1-3 балла.
– Штраф за позиционирование – 2 очка.
– Штраф 1 очко за каждые 15° погрешности по крену.
– Штраф за уход от траектории по тангажу и курсу 1 балл за каждые 15 градусов отклонения.
Фигура №6. Вихрь (Vortex) (К=4)
Модель из горизонтального полета переводится в положение «на ноже» и движется к центру зоны, где выполняет энергичный разворот на 360 градусов, после чего продолжает полет «на ноже» в первоначальном направлении. При этом, допускается незначительный (до одной длины фюзеляжа) снос модели относительно центра зоны по направлению движения, вызванный силой инерции. Расстояние, пройденное моделью в положении «на ноже», должно быть одинаково относительно центра пилотажной зоны. Штраф за невыполнение данного условия 1-3 балла.
– Штраф за уход от траектории по тангажу и курсу – 1 балл за каждые 15 градусов отклонения.
– Штраф 1 очко за каждые 15° погрешности по крену.
– Угол крена при выполнении непосредственно разворота менее 70 градусов – штраф от 1 балла и выше.
Фигура №7. Змейка (The Snake) (К=3)
Заход на фигуру осуществляется разворотом на краю зоны, любым способом, удобным для пилота. Модель в горизонтальной плоскости совершает развороты со скольжением, которые при виде сверху напоминают траекторию движения змеи. Для выполнения фигуры необходимо совершить минимум три разворота в горизонтальной плоскости. Каждый разворот имеет нормальную и реверсивную составляющую. При этом нос модели опускается вниз с помощью руля направления, а снижение компенсируется рулями высоты. Элеронами создается крен в пределах 30-60 градусов.
– Штраф за позиционирование – 2 очка.
– Меньше трех разворотов – ноль очков за фигуру.
– Раскачка по крену – штраф от 1 балла и более.
– Отклонение по тангажу или курсу – штраф от одного балла и выше.
Фигура №8. Коловорот (Lomcovak) (К=3)
Lomcovak – это восходящая штопорная фигура, при выполнении которой модель из горизонтального полета переходит в набор высоты под углом до 45 градусов. На середине восходящей траектории выполняется ¼ бочки. Далее, когда модель находится в положении «на ноже», руль высоты переводится в положение «от себя», а элероны и руль направления отклоняются в одну сторону. Самолет совершает штопорное вращение, не менее одного витка. После чего, модель выравнивается, и со снижением переходит в горизонтальный полет, с сохранением изначального направления полета.
– Штраф 1 очко за каждые 15° погрешности по крену.
– Отклонение по тангажу или курсу – штраф от одного балла и выше.
– Менее одного витка штопора – ноль очков за фигуру.
Фигура №9. Водопад (Waterfall) (К=4)
Модель в горизонтальном полете подлетает к центру зоны, где фиксируется в положении «висение на винте» не менее чем на одну секунду. Далее модель переходит в набор высоты, после чего выполняет обратную петлю минимально возможного радиуса, и снова фиксируется в положении висения не менее чем на одну секунду. Выход из фигуры осуществляется в том же направлении, что и вход. При выставлении баллов, снос модели ветром не штрафуется.
– Отклонение по тангажу или курсу – штраф от одного балла и выше.
– Разная высота фиксации модели в положении висения на начальном и конечном этапе выполнения фигуры – штраф 1-3 балла.
– Овальность петли – штраф 1 балл и выше.
Фигура №10. Быстрые бочки по прямой (К=5)
В горизонтальном (прямолинейном) полете с углом тангажа 0 градусов модель совершает энергичные вращения по крену. И в таком положении пересекает «Зону полётов». При этом модель должна совершить не менее пяти бочек. Направление вращения, а так же скорость полета и частота вращения не регламентированы.
– Скорость вращения по крену не постоянная – штраф 3-4 очка.
– Штраф за позиционирование – 2 очка.
– Штраф за отклонение от траектории по тангажу и курсу – 1-3 очка.
– Штраф 1 очко за каждые 15° погрешности.
Чем выше скорость вращения и чем выше скорость полета, тем оценка должна быть выше при прочих равных условиях.
Фигура №11. Бочка вписанная в петлю (К=5)
Модель из горизонтального полета выполняет петлю, комбинируя ее с одним вращением бочки, равномерно распределенной по всей длине траектории. Направление вращения по крену не регламентировано.
– Не постоянный радиус петли – штраф 1-3 балла.
– Сегментирование петли на прямые участки траектории – штраф 1 балл за каждое ярко выраженное сегментирование.
– Не постоянная скорость вращения по крену – штраф 1-3 балла.
– Разная высота входа и выхода из петли – штраф 1-2 балла.
– Отклонение от вертикальной плоскости – штраф 1 балл и более.
Фигура №12. Силовая бочка (Torque roll) (К=3)
Модель переводится любым, наиболее удобным для пилота, способом в вертикально висение по центру зоны и фиксируется в таком положении не менее, чем на 1 секунду, после чего выполняет минимум три оборота вокруг продольной оси, фиксируется в исходном положении не менее, чем на 1 секунду и переводится в горизонтальный полет вдоль «зоны полетов». Фигуру разрешается выполнять с применением элеронов.
– Снос самолета ветром в процессе выполнения непосредственно фигуры не штрафуется.
– Штраф за позиционирование – 2 очка.
Если выполнено только два оборота вращения вместо трех – штраф 5 баллов, меньше двух оборотов – ноль баллов за фигуру.
Нечеткая фиксация до и после выполнения фигуры – штраф 1 балл.
Чем ниже выполняется фигура, тем оценка должна быть выше при прочих равных условиях.
Фигура №13. Бочка вписанная в круг (К=5)
Модель движется по круговой траектории, комбинируя ее с одним вращением бочки, равномерно распределенной по всей длине. Направление вращения по крену не регламентировано. В начале фигуры, модель должна находиться на небольшом удалении от пилота, таким образом, круг выполняется в направлении «от пилота».
– Не постоянство высоты – штраф 1-3 балла.
– Не постоянная скорость вращения по крену – штраф 1-3 балла.
– Сегментирование круга на прямые участки траектории – штраф 1 балл за каждое ярко выраженное сегментирование.
– Отклонение от горизонтальной плоскости – штраф 1 балл и более.
Фигура №14. Роллинг-харриер (Rolling Harrier) (К=5)
Модель переводится в горизонтальный полет под углом тангажа около 45 градусов с одновременным постоянным вращением по крену и в таком положении пересекает половину полетной зоны. Далее, когда модель находится непосредственно перед судьями, пилот меняет направление вращения на противоположное. И в таком положение пролетает вторую половину полетной зоны. Очередность направления вращения не регламентируется.
– Штраф за позиционирование – 2 очка.
– Угол тангажа 30-40 град – штраф 2 балла.
– Угол тангажа 20-30 град – штраф 4 балла.
– Угол тангажа 10-20 град – штраф 6 баллов.
– Угол тангажа 0-10 град – ноль очков за фигуру.
– Отклонение по тангажу или курсу – штраф от одного балла и выше.
Чем ниже выполняется фигура, тем оценка должна быть выше при прочих равных условиях.
Основные положения
Пилотажный комплекс выполняется непрерывно. Для захода на очередную фигуру допускаются и маневры и связки на усмотрение пилота, которые не оцениваются судьями. При этом «холостые» пролеты через всю зону не допустимы (если не оговорено иное). Для обозначения фигуры, участник в её начале и конце выполняет «полку» – ярко выраженный участок прямолинейного горизонтального полета.
Все фигуры комплекса выполняются по центу пилотажной зоны.
Взлет и посадка осуществляются в любую сторону.
При выполнении всего полета, в т.ч. взлета и посадки, пересечение моделью линии безопасности не допускается. За невыполнение этого требования – дисквалификация участника на текущий тур.
Взлет и посадка не оцениваются.
Связки между фигурами не регламентированы.
Чем ниже выполняется фигура, тем оценка должна быть выше при прочих равных условиях. При этом, касание моделью земли при выполнении фигур не допускается.
Начисление очков производится судьями, в количестве не менее трех человек по десятибалльной системе (от 10, до 0).
Очки снимаются за каждую ошибку, начиная с 1 до 10 баллов.
При этом:
– Ошибки позиционирования – в пределах 0-3 балла.
– Ошибки точности – в пределах 0-3 балла.
Допускается использование 0,5 части балла.
Пилот, имеющий лучший результат в завершенном туре получает 1000 очков. Результаты остальных участников рассчитывается по формуле:
1000*Р участника / Р лучший
В зачет идет сумма двух лучших туров.
Для объективного судейства важно, чтобы каждый судья имел свой стандарт оценок и поддерживал его на протяжении всех соревнований. Главному судье рекомендуется перед соревнованиями провести совещание с судьями, где обсудить различные аспекты оценок для возможности сделать их стандартными и однородными. Совещание надо проводить после тренировочных полетов, которые все судьи оценивают одновременно, частным образом. После полетов ошибки в каждой фигуре обсуждаются всеми судьями и решаются вопросы о снижении оценок за степень ошибок. После начала соревнований каждый судья не должен изменять свои стандарты оценок, ни под каким влиянием.
Очень важна точность стандарта оценок. Не зависимо от того завышенные, или заниженные оценки выставляет судья они должны относиться ко всем участникам соревнований в одинаковой мере и честно отражать их мастерство пилотажа.
Судья не должен, ни при каких обстоятельствах отдавать предпочтение отдельным участникам, стилям выполнения пилотажа, используемым аппаратурам или двигателям.
Настоятельно рекомендуется иметь в составе судейской бригады помощников судей-оценщиков. Судья-оценщик, не отрывая взгляда от модели, диктует оценку за фигуру, а помощник записывает ее в полетный лист.
Фигура №1. Полет на ноже с бочкой в центре (К=2)
Из горизонтального полета модель переводится в полет на ноже. В центре зоны, напротив пилота и судей находящихся на центральной линии (см. рис.), модель выполняет энергичную бочку и продолжает полет на ноже, далее модель переводится в горизонтальный полет для захода на фигуру №2. Расстояние, пройденное моделью в положении «на ноже» должно быть одинаково относительно центра пилотажной зоны. Штраф за невыполнение данного условия 1-3 балла.
– Штраф за позиционирование относительно центра зоны – 0-2 очка.
– Штраф 1 очко за каждые 15 градусов погрешности при фиксации вращения.
– Штраф 1 очко за каждые 15 градусов отклонения от траектории по тангажу и курсу.
Фигура №2. Поп-топ (Pop-Top) (К=1)
Из нормального горизонтального полета модель переводится в вертикальный набор высоты, начинает вращение вокруг продольной оси, после чего резко переводится во вращение вокруг вертикальной оси, в горизонтальной плоскости. Вращение в горизонтальной плоскости обеспечивается за счет инерции модели. При этом, модель должна совершить не менее одного вращения в горизонтальной плоскости с углом тангажа близким к нулю (от-15, до +15 град.). Далее выполняется выход из фигуры с последующим переходом в горизонтальный полет.
Судьи должны наблюдать ярко выраженное вращение модели в горизонтальной плоскости.
Снос модели по ветру в момент вращения не штрафуется.
Фигура №3. Штопор на ноже с переходом в плоский штопор (К=3)
Из горизонтального полета модель выполняет восходящую полупетлю (при этом допускаются любые удобные для пилота маневры, необходимые для корректировки курса и захода на фигуру). При этом, сама полупетля не оценивается. Затем, в центре зоны модель переводится в вертикальное пикирование, и сразу – в штопор на ноже, с количеством витков не менее четырех, и далее – в плоский штопор (минимум два вращение). После этого модель должна выйти в горизонтальный полет на высоте 5-15 метров в сторону левой или правой «границы зоны» на выбор пилота.
– Снос модели ветром при выполнении фигуры не штрафуется.
– Допускается выполнение фигуры как с положительными, так и с отрицательными перегрузками.